Волшебное искусство эбру

Для поиска новых источников вдохновения ALOVAK продолжает рассказывать о редких и необычных видах художественного творчества. Сегодня настала очередь древнего и актуального в настоящее время искусства эбру.

Текст: Татьяна Егорова
Фото: Мария Шаргаровская

Больше материалов про необычные виды творчества (сашико, этагами, суми-э и другие) ищите тут – https://alovakmag.by/ru/tag/neobychnye-vidy-tvorchestva

Тайны мраморирования

Техника эбру (или как его еще называют «мраморирование») – это древне-восточное искусство рисования на воде специальными красками и специальными инструментами. Благодаря особому составу, краски на воде не смешиваются друг с другом, а образуют невероятные по красоте узоры и изображения, которые потом можно перенести на бумагу или другую впитывающую поверхность.

Само искусство возникло на Ближнем Востоке, ориентировочно на территории Персии или Османской империи примерно в 1100 году.

Первоначально оно носило утилитарный характер – нужна была бумага для официальных документов и подписей, которую невозможно было подделать. Мастера того времени научились загущать воду при помощи натуральных загустителей, измельчая высушенные растения (например, колючку гевен) в порошок. Краски делались из натуральных природных пигментов (сажа, охра и т.п.) , воды и бычьей желчи, благодаря последней краски расплывались по поверхности раствора, а не смешивались с ним.

Все мастера. создававшие такую особую бумагу (ее стали называть мраморной бумагой из-за сходства рисунка со срезом натурального мрамора), были очень востребованными и высокооплачиваемыми людьми. У каждого из них был свой секрет создания раствора и красок, который хранился в строжайшей тайне.

С течением времени искусство мраморирования попало в Западную Европу, и к 1600-м годам Франция и Нидерланды стали хорошо известны качеством своей мраморной бумаги.

Здесь она стала неотъемлемой частью переплетного дела, помещалась на внутренние обложки всех хороших книг, что до сих пор является одним из основных способов её использования. Французские и
голландские мастера разработали много новых паттернов – повторяющихся образцов рисунков – появились «французский завиток», «муар»», «испанская волна» и др. Замысловатые узоры мраморной бумаги использовались для покрытия складок, завязок и следов клея на переплетах. а также служили эстетическим переходом от темных кожаных обложек к белым страницам внутри.


Гильдии «мраморщиков» были отделены от гильдий переплетчиков, вторые постоянно шпионили за первыми, пытаясь открыть для себя методы мраморирования, чтобы избежать высокой стоимости их бумаги.

Поэтому на протяжении веков «мраморщикам» часто приходилось работать по ночам в секретных лабораториях, за запертыми дверями, и вряд ли кто-то мог надеяться научиться этому искусству, если только он не родился в семье мастера. Даже тогда большинству учеников не доверяли все формулы мраморирования, пока им не исполнилось 30 или 40 лет.

По мере того, как население росло и становилось более образованным, книги печатались во всё больших количествах, а также дешевели, что неизбежно означало, что прекрасные переплеты и мраморные форзацы скоро уйдут в прошлое. К 1890-м годам это искусство считалось причудливым и старомодным и фактически находилось на грани вымирания.

Наконец, несколько оставшихся мастеров начали публиковать свои драгоценные многовековые семейные методы и формулы мраморирования, чтобы они не были потеряны навсегда. Благодаря этому искусство сохранилось и переживает второе рождение в наши дни.

Возрождение эбру

Один из известнейших современных мастеров из Турции Атилла Кан @atillacan_art рассказал, что видел сон о том, что эбру распространяется по всему миру и объединяет людей. Сон оказался пророческим!

Благодаря настойчивости и инициативе Атиллы Кана, в 2014 году искусство эбру было внесено в список нематериального наследия ЮНЕСКО.

Сегодня искусство рисования на воде продолжает жить и развиваться в двух основных направлениях.

Первое – это традиционное, каноническое эбру, сохраняющее древние традиции.

Будущие мастера лично обучаются навыкам приготовления красок, раствора, по многу лет оттачивая мастерство создания традиционных образцов рисунков, паттернов – различные фоны, цветы.

Вот несколько ярких представителей этого направления:

Фірдэўс Чалканаглу

Второе направление стало активно развиваться в последнее десятилетие с появлением готовых красок для рисования, в том числе и на химической основе.

Они не боятся перепадов температуры и гораздо дешевле канонических красок, создаваемых из натуральных пигментов. Также у готовых красок шире диапазон переноса на разные поверхности, они более укрывистые и яркие. Такие их свойства дают широчайший простор для фантазии и экспериментов – с их помощью декорируют различные ткани, из которых потом шьют одежду, создают платки и палантины, обивают мебель, создают абажуры
для светильников, красят кожу, делают украшения, некоторые красят даже автомобильные диски!

Вот лишь некоторые имена мастеров, которые работают в этом направлении:

  • Сьюзан Шнайдер (@shandells, США), создает и декорирует абажуры для светильников
  • Семейная мастерская (@mayusilkart, США), которая создает шарфы и палантины
  • Ульяна Храмкова (@ebrucolor, Россия), производитель красок и материалов для эбру
  • Ольга Васина (@ebru_volga, Россия) преподаватель и амбасадор красок Amazing Color

Эбру в Беларуси

В Беларуси второе направление техники эбру развивает Татьяна Егорава, которая в домашних условиях декорирует текстиль, дерево, кожу. Она же проводит обучающие мастер-классы по рисованию на воде и для детей и для взрослых, так что если вы заинтересовались эбру, можете прийти попробовать это волшебство на собственном опыте. Существуют также готовые творческие наборы для рисования на воде в технике эбру.

Процесс создания рисунка в технике эбру происходит в несколько этапов:

Сначала замешивается необходимое количество раствора из воды и загустителя для эбру.

Когда раствор готов, он переливается в ёмкость нужного размера.

Затем при помощи специальной кисти или шила краска наносится на поверхность раствора, расплываясь в виде кругов разного диаметра.

На третьем этапе, с помощью того же шила или гребня, из нанесенных кругов начинают формировать нужное изображение или узор – это умение приходит только с опытом.

Когда изображение готово, сверху на него кладется либо лист бумаги, либо другой пористый материал и рисунок с поверхности раствора переносится на этот материал.

Остается дать ему подсохнуть и – все готово!

(С) ALOVAK

Добавить комментарий